Светлана Немоляева:
 

Найти Светлану Немоляеву и Александра Лазарева удалось не сразу - они отдыхали в подмосковном санатории Барвиха. Правда, отдыхом это назвать было трудно: процедуры, обследования, бассейн и прочие оздоровительные мероприятия. "Вам не стремно будет сюда тащиться, далеко же?" - демократично поинтересовалась Светлана Владимировна. Однако "Суббота" притащилась - и не пожалела.


Еще не вечер

- Светлана Владимировна, вашей героине в спектакле "Мой век" 100 лет. Не страшно было играть такую древнюю старуху?
- У нас не было задачи показать развалину - это не предмет искусства. Я играю не возраст, а тему: нужно жить и наслаждаться жизнью во всей полноте. А сыграть физическую дряхлость совсем нетрудно (Немоляева начинает трясти головой и руками. - В. Ш. ). Конечно, мало кто в этом возрасте выглядит достойно. Я как-то на выставке видела Бориса Ефимова - известного художника-карикатуриста, ему тогда было более ста лет. Так на него приятно было смотреть! Его, конечно, поддерживали под руки. Но говорил он остроумно, у него была абсолютно светлая голова.

- Ваша героиня тоже сохраняет здравость рассудка...
- Еще как! Вообще роль потрясающая. Это собирательный образ самых замечательных женщин XX века - от Марлен Дитрих до Греты Гарбо, от Фаины Раневской до Любови Орловой. Главным прообразом выступает вроде бы Коко Шанель, хотя это не совсем точно: в отличие от моей героини, у нее никогда не было своей семьи и детей. Моя героиня Малу прожила очень бурную жизнь. В спектакле есть ключевая фраза: "Я всегда опережала время. Я даже родилась на месяц раньше так торопилась ворваться в этот мир". Ее окружали знаменитые мужчины: Сальвадор Дали, Марсель Пруст. Она жила бурной личной жизнью, и семья для нее всегда отходила на второй план. И вот, стоя на пороге смерти, моя героиня задумывается: а что она оставит после себя своим родным - дочке, внучке, правнучке? Выходит, что ничего. Напоследок она пытается каждой из них сказать самые необходимые слова. И получается, что, живя своей жизнью, она понимает все гораздо глубже и тоньше, чем каждая из этих женщин.

- В личной жизни у вашей героини, конечно же, сплошные драмы?
- Дело в том, что ее требования к мужчинам всегда вступали в противоречие с жизнью. Об одном из своих любимых Малу говорит: "Бедный мальчик, я слишком быстро бегала для него. Он никак не мог расстаться с примусом, в то время как я уже стартовала в космос". Неординарная натура вообще всегда трагична и одинока - в этом мое глубокое убеждение.


"Его поклонницы меня всегда раздражали"

- Однако ваш пример это опровергает. У вас крепкая семья, и в то же время вы продолжаете оставаться любимой, востребованной актрисой.
- У нас с Сашей просто какой-то уникальный случай. Не знаю, кого за это благодарить - Бога ли, провидение. Нашей заслуги в этом нет. Просто ангел пролетел над нами. Я никогда не осуждаю тех, кто сходится и разводится, потому что это несчастье. А счастье - когда находишь человека, с которым тебе хорошо. Я не хочу сказать, что мы никогда не ссорились, что у нас не было критических ситуаций. Ведь мы поженились, когда нам обоим было по 22 года, и по молодости всякое бывало. Настоящей же наша семья стала, когда у нас родился сын Шура. С тех пор мы стали неделимым ядром. Мы совершенно не можем друг без друга, нам никогда не скучно, хотя мы все время вместе - и на работе, и дома, и на отдыхе. Разлука для нас ужасна. Когда Саша уезжает на какие-то гастроли, мне ничего не надо, я даже выходить никуда не хочу.

- А есть ли в вашем окружении подобные союзы?
- Да сколько угодно! Из старшего поколения - Штраух и Глейзер, Москалева и Свердлин, тот же Гончаров, который правил нашим театром несколько десятков лет, - он прожил жизнь с женщиной, в которую влюбился в детском саду. Далее, Юрский и Тенякова, Олег Янковский и его жена Люда. Мой сын, например, живет со своей женой Алиной душа в душу уже 13 лет, у них двое детей. Хотя он и на виду, и его называют красавцем. И тем не менее у них крепкая семья, хотя все их друзья, причем не актеры, уже давно разошлись.

- Наверное, на вашего сына повлиял родительский пример?
- Вряд ли. Хотя доля генетики в этом есть. Ведь и мои родители прожили вместе больше 50 лет, да и Сашины тоже. Но не думаю, что дело только в этом. Просто Шуре повезло с Алиной, а ей с ним. Они оба Тельцы по гороскопу и вообще во многом похожи друг на друга.

- Часто бывает так, что супругов-актеров жизнь разводит: один на взлете карьеры, другой - в тяжелом кризисе. А у вас как с этим?
- Когда мы с Сашей поженились, он сразу начал много сниматься в кино и быстро стал популярным. Но я относилась к этому абсолютно спокойно. Во-первых, в нашей семье никогда не было конкуренции, а во-вторых, у меня всегда был театр. Хотя, конечно, и там все было отнюдь не безоблачно. Я могла подойти к доске с расписанием на сезон и ни в одном из спектаклей себя не обнаружить. Тогда я дома плакала на кухне, а Саша меня утешал.

- Неужели вас не раздражали даже его поклонницы?
- Ужасно раздражали! Вообще-то к Саше не так просто подойти - он держит дистанцию. Но у фанаток свои приемчики: сначала носят цветы, потом подарочки, потом: "А можно с вами пройтись?.."
Саша от них всегда уходил, побаивался даже. Одна фанатка нас просто затерроризировала: била кирпичами нашу машину, все время звонила по телефону, требовала встречи. Как-то Саша заболел - температура 38, а она звонит в четыре часа утра. Я ее прошу: "Если в вас есть хоть что-то человеческое - перестаньте!" Но она просто сумасшедший человек. Кстати, это продолжается до сих пор - иногда она пропадает видимо, лечится, а потом появляется снова. А вот другая Сашина поклонница даже стала другом нашей семьи и крестной мамой Шурика. Когда сын был маленький, она отказалась от личной жизни и посвящала ему все свое время: одевала его, кормила, покупала ему подарки.


О котлетах и трагических героинях

- Вас близкие никогда не упрекали в том, что вы слишком много отдаете профессии?
- Мне кажется, что сын до сих пор страдает из-за того, что в детстве ему уделяли мало времени. Но иначе было нельзя. Мы пришли в театр в начале 60-х, это была совсем другая эпоха. Сейчас-то актерам намного легче. Вот Шура, например, полностью обеспечен, его жена не работает, все время проводит с детьми: старшая уже школьница, а младшему полтора годика. Еще у них есть няня. На гастроли они едут все вместе... А мы получали мало, нам никто не мог помочь. Руководитель нашего театра Гончаров был настоящим тираном. Если бы я сказала: "Андрей Саныч, извините, мне надо с Шуриком посидеть", - он просто решил бы, что я сошла с ума. Шура, конечно, этого не понимает: он помнит, как его насильно отдавали в детский сад, в пионерский лагерь, в то время как он хотел быть с нами. Он до сих пор меня упрекает: "Для тебя театр - самое главное". Хотя он не прав, потому что если бы мне пришлось выбирать - семья или театр, я, конечно, приняла бы решение в пользу семьи.

- Значит, котлеты вы предпочли бы ролям?
- В критической ситуации - да. Но пока все происходит наоборот: страдает семья. Когда я играла в спектакле "Трамвай "Желание", я не могла днем сделать котлеты с пюре, потом пойти в театр и сыграть. Мне нужно было время на то, чтобы настроиться, вжиться в свою героиню, - а она была трагической. Саша это прекрасно понимал. И если я в тот день могла поскандалить, он понимал, отчего это происходит. Тогда он варил мне кофе и провожал до театра, чтобы я успокоилась. Точно так же и я знала, что, когда Саша играет Дон Кихота, ему нужно дать возможность спокойно полежать, освободить его от хлопот, дать ему с собой в театр чай...

- Вы критикуете своего мужа как актера?
- Да, и абсолютно беспощадно. Так же, как и он меня. А кто же еще скажет правду? Конечно, в первый момент появляется обида. Меня, например, в такие минуты начинает нести: "А ты?! Да ты на себя посмотри!.." Вот в такие моменты мы можем серьезно поссориться. Но в итоге подобные разборы полетов приносят большую пользу. Потому что актер успокоившийся, ни в чем не сомневающийся - это конченый актер.


"Я дико ревнивая"

- Из чего, на ваш взгляд, складывается актерский успех?
- Из таланта, везения и самодисциплины. Без жесткого, требовательного отношения к себе в нашей профессии долго не протянуть. Все время надо быть в стойке - как хорошая охотничья собака. Даже когда у меня были большие перерывы и я понимала, что в ближайшее время мне ничего не светит, я старалась быть в форме. Вообще-то мне абсолютно безразлично то, как я выгляжу. В молодости, конечно, была кокеткой, любила туалеты, косметику. Но сейчас меня под пытками не заставишь накраситься. Но это в жизни. А вот на сцену я никогда не выйду неухоженной, в чем попало.

- А разве наличие такого признанного красавца-мужа не заставляет вас быть в тонусе?
- Да, иногда Саша может мне сказать: "Свет, ну на кого ты похожа?! Я с тобой так не пойду". Слава богу, что и я, и Саша - мы оба относимся к себе с большой иронией.

- Вы часто ревновали мужа?
- Конечно. И не верьте ни одному артисту, который скажет, что этого нет. Я думаю, что Саша влюблялся в своих партнерш точно так же, как я в своих партнеров. Ведь если ты играешь с человеком, он должен тебе импонировать. Но Саша внутренне удивительно чистый, целомудренный человек. И если бы он по-другому реагировал на женщин, наверное, мы не были бы так долго вместе. Кстати, он абсолютно неревнивый. Чего не скажешь обо мне. Я дико ревнивая. И любой его интерес на стороне, даже мимолетный, на уровне взгляда, воспринимаю очень эмоционально - устраиваю скандалы и ору. Потом, правда, моментально отхожу, понимая, что это глупости и ерунда. Но я, например, до сих пор не могу смотреть картину "Еще раз про любовь", где Саша без конца целуется с Татьяной Дорониной. Я посмотрела этот фильм один раз и возненавидела его на всю оставшуюся жизнь. С тех пор не пересматриваю.

- А муж смотрит?
- Вот тут мы тоже отличаемся. Саша всегда пересматривает свои работы и обижается, если я не сажусь рядом с ним перед телевизором. Я же никогда не могу смотреть свои фильмы - мне скучно, обязательно что-нибудь не нравится. Хотя бывает наоборот. Вот в детской сказке "Ослиная шкура", где я играла отрицательную героиню - королеву Горжету, у меня идет огромный монолог. Как-то наткнулась на этот фильм по телевизору и ахнула: "Нет, ну потрясно же!" - сыграно на одном дыхании, сейчас я даже так и не смогла бы.

- Самые известные ваши героини - из рязановских фильмов "Служебный роман" и "Гараж". Как вы к ним относитесь?
- Я очень люблю эти фильмы. И героинь своих люблю. Я даже чем-то похожа на жену Гуськова из "Гаража": с очередями в советское время мне катастрофически не везло - на мне постоянно все кончалось...

Вита Штейн

"Суббота (Рига)"

Hosted by uCoz