Мгновения красоты
 

Весной этого года в Орехово-Зуеве с большим успехом был показан спектакль театра Маяковского "Круг". Одну из главных ролей в нём сыграла народная артистка России Светлана Немоляева. Мне посчастливилось встретиться с этой замечательной актрисой.

Проявления божественного понятия красоты в нашем земном мире иногда остаются незаметными для обычного неискушенного взгляда. Это часто встречается не только в повседневной жизни, но и на сцене. Для того, чтобы "вытащить" из того или иного персонажа не то, чтобы частицы красивого, но просто элементарные человеческие черты, надо очень постараться и режиссеру, и актеру. И, безусловно, зрителям, вовлеченным в естественный процесс поисков человеческого везде и всегда: в политике, в экономике, в быту и даже - в театре.

Героини Светлана Немоляевой сразу же и навсегда покоряют своей особой красотой, не требующей никаких доказательств и доступной пониманию каждого человека. В этом проявляются уникальные свойства её таланта - актрисы сильного темперамента и неожиданных, сатирических, а порой и драматических откровений.

Появление её леди Кити в спектакле Т. Ахрамковой по пьесе С. Моэма "Круг" вызывает бурю смеха в зрительном зале. Казалось бы, это - однозначно прекрасно и в этом не может быть никаких сомнений. Но, с другой стороны, чем больше первоначальный восторг, тем труднее потом удержать высоту этой планки до конца спектакля. И когда в конце спектакля нам является уже другая леди Кити - разочарованная, умудренная жизненным опытом, любящая и всё прощающая, то мы удивляемся широте и разнообразию человеческих красок, подаренных актрисой своей героине.

Женская красота так неповторима и разнообразна, что никогда не знаешь, где можно встретить её. Иногда - это просто красота женского облика, казалось бы, не предполагающего ничего красивого. Сваха Фекла Ивановна, сыгранная Немоляевой в постановке С. Арцибашева пьесы Н. Гоголя "Женитьба", поражает сочетанием настырности и беспомощности, боязни и смелости, непритязательности манер и блеском энтузиазма.

Госпожа Хохлакова в спектакле "Карамазовы" в постановке С. Арцибашева вначале вызывает неожиданное для героинь Немоляевой чувство раздражения своим настойчивым стремлением вторжения в личную судьбу дочери. Но в ходе дальнейшего развития сюжета мы видим, что за этим скрывается истинное понимание происходящих событий, чуткость и вера в своих детей. Мы видим, что не только собственную дочь, но и совершенно чужого ей Алешу она уже считает своим - так настойчиво она хлопочет о его счастье, так доверчиво она предлагает ему свою дружбу. Новые, нетривиальные оттенки красоты человеческой находим мы в этом персонаже.

Вечная молодость женской души потрясает нас в пьесе "Мой век". Главная героиня в исполнении Светланы Немоляевой раздвигает наши представления о возрасте, о полноте человеческой жизни, о мудрости, накопленной годами, и о юности, не растраченной с течением лет. Габриэль, как это ни парадоксально, кажется самой молодой и экстравагантной, хотя её возраст далеко не юн. Она уверенно и свободно двигается в танце, независимо рассуждает о жизни, легко принимает самые фантастические решения и верит в исполнение своих мечтаний. И хотя временами её одолевают приступы недомоганий, она неизменно возрождается, словно Феникс из пепла. Иногда это происходит вопреки житейской логике, здравому рассудку и даже - ожиданиям её близких. Габриэль - это торжество жизни, молодости, красоты, вечной любви и мудрости бытия. Эти непреходящие ценности словно воплотились в фантастическом сне, который мы видим наяву, если наша душа способна принять всё, что нам дает волшебница-судьба.

Судьба самой Светланы Немоляевой интересна и неоднозначна. Ей дано в жизни многое, из чего складываются счастливые судьбы. Но только одних задатков недостаточно, чтобы человек мог воплотить все свои способности. Должен быть внутренний заряд энергии, требующий выхода в реальной действительности.

Рождение под знаком Овна для Светланы Немоляевой обозначилось редко встречающимся соединением Солнца и Венеры. Это сочетание дает яркость и силу таланта. Её взрывной темперамент отличает не только театральные работы, но и роли в кино.

Каждое появление Немоляевой сопровождается элементами неожиданности. В этом - проявление знака Овна. Но неожиданность всегда находит естественное продолжение в зримой реальности, которой наполнены образы актрисы. Таково влияние Тельца, Девы и Козерога. Глубочайшее проникновение в суть вещей, в подсознание героев дают знаки Воды: Рак и Рыба. И, наконец, планеты в знаках Огня - Овне, Льве и Стрельце - дарят таланту актрисы истинное вдохновение, огненный темперамент, способность заражать зрителей своими эмоциями и страстями. И мы, зрители, порой забываем обо всем и сопереживаем героиням Немоляевой, горюя вместе с ними, сочувствуя их страданиям и ликуем, радуясь их успехам.

- Театр - это катарсис (очищение, преображение)... Во всяком случае, я руководствуюсь этим, в том числе - принципами школы Андрея Александровича Гончарова и других моих учителей, и до сих пор с этим живу. И дай Бог, чтобы мне никогда этого не забыть, - говорит Светлана Немоляева. И продолжает:

- Я служу театру, потому что люблю именно это его проявление. Когда человек выходит из зрительного зала другой: на него что-то подействовало, о чём-то он задумался... Иначе в театр ходить не стоит... А просто сидеть и развлекаться, это... - тут актриса разводит руками, давая понять, что таким зрителям не дано обрести самое главное в искусстве театра.

- Поэтому каждая работа, каждая роль, пусть даже маленькая, должна в человеке что-то задеть, иначе выходить на сцену бессмысленно, - завершает свою мысль Светлана Немоляева.

Мгновения красоты, подарки светлых божественных лучей планет, и сочетания их с удивительным талантом актрисы Светланы Немоляевой дают нам новые воплощения истинного искусства и поразительные откровения жизненных истин в нашем непростом, но вечно юном и прекрасном мире.

Марта Славутич

"Ореховские вести", март 2004

Hosted by uCoz