|
ПАРАД ЖЕНИХОВ И АРТИСТОВ | |
Давненько я не наблюдала такого зрительского ажиотажа вокруг нового спектакля, как на премьере "Женитьбы" в Театре имени Маяковского. Зрители спрашивали лишние билетики за квартал от театра и платили тысячу рублей за место в первых рядах партера.
Неужели, думала я, публика так рвется посмотреть на своих кумиров, которых можно увидеть и в других постановках? Да, можно, только на этот раз они собрались все вместе в комедии Гоголя, писавшего, что русского человека хлебом не корми, а дай ему посмеяться над несуразицами его жизни. К тому же многие зрители еще со школьной скамьи помнили, что главный герой пьесы сбежал от своей невесты чуть ли не из-под венца - сиганул в окошко и был таков. Смешно? Еще как смешно! Поскольку большинство мужчин испытывают такой же панический страх накануне свадьбы, как Подколесин (Игорь Костолевский), только вида не показывают. Но Арцибашева не привлекала возможность поставить обыкновенный водевиль, ему захотелось показать в "Женитьбе", как расчетливость в жизни уживается с глупостью, хитрость с простодушием, а представление о счастье обрастает какими-то немыслимыми, уродливыми формами. Не надо забывать, что в пьесе, помимо Подколесина, есть еще пять солидных женихов, сватающихся к дочери купца 3-й гильдии. У каждого из них своя биография, но в одном они похожи: промотав личную жизнь, решили на старости лет жениться. И это выглядит смешно, нелепо, но и драматично.
Комическое представление женихов начинается с уморительного парада горе-рыцарей, поскольку коленки у них дрожат, радикулит не дает покоя, а глаза без очков ничего не видят. С одной стороны, пожалеть их хочется, а с другой - смех разбирает, ибо люди в таком возрасте внуков ласкают, а не о детях мечтают...
Никогда прежде Александр Лазарев не играл своего персонажа с такой едкой, беспощадной иронией. Актер просто "купается" в образе карикатурного Анучкина. Высоченные ботфорты на прямых, негнущихся ногах, выпяченная колесом грудь, оттопыренный зад и маленькая головка с нелепым хохолком делают его сродни неведомой заморской птице: помеси страуса с ощипанным индюком. Первое появление Анучкина с красной, длинной лентой, какие бывают у акробаток, выступающих на манеже, и последующие танцевальные "па" перед обалдевшей невестой превращаются у артиста в комический дивертисмент. Как, впрочем, и у остальных персонажей. Так коротышка Жевакин в исполнении Рамзеса Джабраилова походит на слабоумного "мотылька", порхающего среди своих соперников и не испытывающего при этом к ним никакой злобы. Бывший моряк воспринимает их как одну команду на корабле, плывущую в неизвестном направлении. Уютно устроившись под мышкой у высоченного Анучкина, он осуждающе смотрит на невесту, вдруг ни с того, ни с сего обозвавшую их дураками. Но он готов и это снести, только бы его не гнали из этого дома, уж слишком не хочется возвращаться в свою убогую конуру. Широкая морская душа Жевакина готова откликнуться на любую беду. Он даже сочувствует авантажному Яичнице, которому так не повезло с фамилией. Герой Игоря Охлупина, внешне похожий на Собакевича, явно страдает от несварения желудка. Он постоянно прислушивается к своим внутренностям, то и дело приседает на растопыренных ногах, как будто хочет сесть на горшок, и теплая уборная в доме имеет для него серьезное значение.
С компанией подержанных женихов "работают" сваха Фекла Ивановна (в блистательном исполнении Светланы Немоляевой) и Кочкарев, которому во что бы то ни стало надо устранить всех конкурентов своего друга Подколесина. Делает он свое "черное дело" отнюдь не из вредности и уж совсем не ради денег, просто ему досадно, что он женат, а его товарищ свободен. Несправедливо как-то получается, не по-христиански. Михаил Филиппов изображает натуру деятельную, активную, но внутренне пустую, а потому тоже жалкую и по-своему одинокую.
Именно Кочкареву и Фекле Ивановне режиссер отводит роль ведущих в представлении женихов. Это напоминает своего рода гала-концерт, в котором принимает участие небольшой ансамбль песни и танца, придуманный режиссером. Арцибашеву он понадобился для того, чтобы в скоморошьем поведении девушек и парней, играющих на балалайках, трещотках, свистульках, выразить стихию русского характера. Но и тут Арцибашев не пошел по пути прямых иллюстраций, все музыкальные номера он выстроил контрапунктом по отношению к основному действию. Например, когда Подколесин и Агафья Тихоновна остаются наедине, два солиста, спрятавшись за фикусы, поют романс "Не искушай меня без нужды". Но романтической обстановки не получается. Подколесин нервно вздрагивает и испуганно оглядывается при каждом новом музыкальном аккорде, а невеста в исполнении Евгении Симоновой так взволнована, что близка к обмороку. При этом Костолевский очень точно передает состояние человека, больше всего опасающегося резких перемен в своем инерционно-налаженном быте. Может быть, спустя много лет, в возрасте Яичницы, он и пожалеет о бегстве, но этого мы уже не узнаем... И все же именно этот открытый финал с несостоявшейся женитьбой, оставляющий всех персонажей ни с чем, послужил для режиссера отправной точкой для прочтения "Женитьбы", в том числе и в лирическом ключе. Вот почему в спектакле возникают душещипательные романсы, ностальгические нотки и даже какая-то пронзительная тоска, витающая в воздухе забитого барахлом купеческого дома. Особенно грустно смотреть на немолодую невесту, напоминающую заводную куклу, у которой внутри сидит один страх: неужели и на этот раз никто не возьмет?.. А счастье для нее и других было так возможно... Но для этого надо не бояться жить и совершать поступки, подчеркивает режиссер.
Сергей Арцибашев поставил удивительно тонкий, смешной и глубокий спектакль. Так что публика не зря платит большие деньги за билеты: настоящее искусство дорого стоит.
Лебедина Любовь
"Труд" - www.trud.ru
|