|
АЛЕКСАНДР ЛАЗАРЕВ СВЕТЛАНА НЕМОЛЯЕВА
| |
1. Александр Лазарев. Безусловно, плодотворным. Тогда было удивительное сочетание всего, о чем вы спрашиваете: идеалы, атмосфера, надежды, герои, конфликты… Мы ведь шестидесятники, и все, что волновало нас в 60-е, находило отражение на экране — в фильмах Хуциева и других режиссеров.
Светлана Немоляева. Конечно, не все было однозначно. Но, в общем, тогда снималось нравственное кино…
А. Лазарев. Чего не скажешь о сегодняшнем дне. Тысячу раз оговариваюсь, может, я просто чего-то не видел, не знаю, но мне кажется, что сегодня кинематограф существует отдельно, а жизнь — отдельно. За исключением, может быть, бандитских разборок, которые мы видим в кино: они из реальности, но это не самое типичное, не самое главное.
2. А. Лазарев. Если говорить о принадлежности к профессиональной и поколенческой общности, сейчас — не знаю; может быть, я ее и не ощущаю. Вот когда мы были молодыми актерами…
С. Немоляева. Ты отвечаешь, как старик. А я вот лично ощущаю. Да, наше время уходит, приходит время молодых, время нашего сына, потом нашей внучки. Но все равно я себя от них не отделяю. Мне иногда трудно что-то понять, трудно приобщиться к их интересам, но я отношу это на свой счет…
3. С. Немоляева. Конечно, время нашей молодости мы ощущали своим. Но мы не сегодняшние, к сожалению. Это, наверное, естественно и закономерно. То есть проблемы, которые волнуют людей нашего возраста, находят отражение в искусстве. Но по большей части кинематограф занимается тем, что волнует другие поколения.
А. Лазарев. Да, мы по-разному относимся к присходящему. Какие-то безобразия нашей жизни, заставляющие нас переживать, молодых оставляют совершенно равнодушными. Думаешь: как же так?! Разве это может не волновать? Но нет, их не волнует.
5. А. Лазарев. Наверное, да. Хотя нам хотелось бы, чтобы и дети, и внуки впитывали ценности непреходящие, вечные, идеальные. Возможно, это придет с возрастом, но сегодня молодые какие-то слишком однодневные, слишком сегодняшние, без ощущения того огромного культурного багажа, который накоплен в прошлом.
7. А. Лазарев. Да, смущает…
С. Немоляева. А меня — нет. Меня, напротив, поражает и радует и в сыне, и в невестке, что они любят те же фильмы, что и мы; я имею в виду отечественные картины. Они смотрят наши фильмы, с уважением относятся к нам, к нашему творчеству. Для меня это очень ценно и очень дорого. Что мне не очень нравится, так это пристрастие сына к американским боевикам. Но вообще у Шурки, мне кажется, очень мощный внутренний интеллектуальный заряд. Посмотрите, как он играет «Королевские игры», с каким глубоким внутренним пониманием общечеловеческих, глобальных проблем…
А. Лазарев. Я не знаю, откуда он это черпает. Если молодые в основном читают литературу, которая продается в переходах…
С. Немоляева. К Шуре все это не имеет ни малейшего отношения…
А. Лазарев. Как видите, по некоторым вопросам у нас с женой есть расхождения.
8. А. Лазарев. «Мое кино» — это то кино, которое заставляет меня волноваться. Если же во время просмотра я отмечаю, как хорошо снято, как хитро придумано, но сам при этом остаюсь холодным, как собачий нос, то такое схематичное, математическое, формальное кино имеет, безусловно, право на существование, но это «не мое». Задача и цель искусства, на мой взгляд, — эмоционально взбудоражить зрителя, воздействовать и на сердце, и на мозги…
С. Немоляева. Если называть конкретные имена, то у меня есть кумир — это Никита Михалков. Я его обожаю! Михалков, мне кажется, продолжатель мощной культурной традиции, идущей из XIX века, а также лучших традиций советского кино. Это направление мне близко. И еще я, безусловно, люблю своего Эльдара Рязанова, с которым много работала…
9. А. Лазарев. Иногда плодотворным, иногда негативным. В зависимости от того, что получается из детей. В одних случаях говорят: «На детях природа отдыхает», — в других: «Смотрите, совсем не отдыхает, даже наоборот». Так что однозначно ответить нельзя. А вообще, почему, например, великий Мочалов, у которого было пятеро детей, когда напивался, лупил их и говорил: «Все — в артисты»? Потому что это органично…
С. Немоляева. Когда человек создан для артистической карьеры и не может ничем иным заниматься, не стоит его отговаривать. Когда Шура рос, я видела, что ему уготована эта стезя. Он формировался в атмосфере кино и театра, и понятно было, что без этого он не сможет.
АЛЕКСАНДР ЛАЗАРЕВ-МЛАДШИЙ
1. Да, плодотворным.
2. Наверное, да. Я считаю, что актеры моего возраста — сложившееся поколение. Я бы сказал, что оно так же трепетно относится к своей профессии, так же беззаветно служит кинематографу, как и предыдущие, но отличается какой-то большей разборчивостью. Нам от чего-то проще отказаться, чем поколению моих родителей.
3. Ну, естественно, сегодняшний день — это мой день. Но мне все-таки ближе эпоха 70-х, когда я рос, был мальчишкой. То было мое время, настоящее, истинное. И, мне кажется, я отчасти задержался в застое, в том времени.
4. Я считаю своих родителей в большей степени своими кумирами, чем современниками. Потому что у них несколько отличное от моего отношение к жизни, немного другие взгляды на какие-то ситуации. Что-то волнует их, оставляя меня равнодушным. И наоборот, на что-то, к чему они отнеслись бы легко, я реагирую более остро.
6. Нет, таковых работ не имеется. А насчет того, помогает или мешает, скажу, что раньше — в студенческие годы и в самом начале творческого пути — мне было трудно жить со своей фамилией. Но сейчас я горжусь своими родителями, тем, что они у меня есть.
8. Конечно, есть актеры и режиссеры, которых я безумно уважаю, к работам которых отношусь с большим интересом, чем ко всему остальному. Что касается «моего кино», я вообще кино люблю. Мне одинаково близко и европейское, авторское кино, и американский экшн. Естественно, меня восхищают столпы американского кинематографа: Алан Паркер, Скорсезе, Форман, Коппола… Из наших, конечно, Никита Михалков. Из молодых мне очень нравится мой товарищ Илья Макаров, он снял пока только одну картину «Тело будет предано земле…», но он работает сейчас у Германа, работает в самостоятельном режиме, и я безумно его уважаю. Мне хотелось бы снова у него сниматься.
9. Плодотворным, безусловно, потому что люди, которые с детства впитали в себя атмосферу творчества, атмосферу кино и театра, на какую-то сотую долю знают больше, чем другие, и больше умеют. Я, может быть, нескромно говорю, но это так.
10. Герой и моральные ценности, безусловно, актуальны, а оппозиционность власти вряд ли, потому что сейчас это уже неинтересно, во всяком случае пока, не знаю, что будет дальше. Вот в брежневские времена оппозиционность была актуальна, по крайней мере, половина произведений, театральных или киношных, имела успех из-за оппозиционности властям.
11. Хотел бы очень. И, наверное, мог бы, но мне это было бы трудно. Пришлось бы ломать себя, трудиться совсем не по-нашему.
12. Ждать своего часа я не могу, потому что я семейный человек. Приходится зарабатывать деньги. Всеми способами, какие мне доступны.
--------------------------------------------------------------------------------
Александр Сергеевич Лазарев (род. 1938), актер
Родился в Ленинграде. Окончил Школу-студию МХАТ (1959). С 1959-го — актер Московского академического театра имени Вл.Маяковского. В кино с 1961 года, снялся в пятидесяти фильмах. Лауреат Государственной премии СССР (1977 — за театральные работы), народный артист России (1977), лауреат премии Москвы (1994, за роль в спектакле «Жертва века»), награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1998).
Избранная фильмография
«Вольный ветер» (1961), «Еще раз про любовь» (1968), «Портрет Дориана Грея» (1968), «Цветы запоздалые» (1969), «Таланты и поклонники» (1971), «За час до рассвета» (1973), «Время ее сыновей» (1974), «Хождение по мукам» (1974-1977), «Бархатный сезон» (1978), «Дети солнца» (1985), «Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда» (1985), «По главной улице с оркестром» (1986), «Село Степанчиково и его обитатели. Из записок неизвестного» (1989), «Тень, или Может быть, все обойдется» (1991), «Мужской зигзаг» (1992), «Мелочи жизни» (1992-1995, телесериал), «К славе» (произв.), «Вожак» (произв.), «Бременские музыканты» (произв.).
Светлана Владимировна Немоляева, актриса
Родилась в Москве. Окончила Театральное училище имени М.С.Щепкина (1958). В 1958-1959 годы — актриса Московского драматического театра на Спартаковской (затем — на Малой Бронной), с 1959-го — Театра имени Вл.Маяковского. В кино с 1945 года, снялась в пятидесяти фильмах. Народная артистка РСФСР (1980).
Избранная фильмография
«Близнецы» (1945), «Счастливый рейс» («Машина 22-12», 1949), «Евгений Онегин» (1958), «Короткие встречи» (1967), «За час до рассвета» (1973), «Такая короткая долгая жизнь» (1975), «Портрет с дождем» (1977), «Служебный роман» (1977), «Гараж» (1979), «О бедном гусаре замолвите слово» (1980), «Дядюшкин сон» (1981), «По главной улице с оркестром» (1986), «Село Степанчиково и его обитатели. Из записок неизвестного» (1989), «Визит дамы» (1989), «Небеса обетованные» (1991), Anna Karamazoff («Анна Карамазофф», 1991), «Провинциальный бенефис» (1993), «Бременские музыканты» (2000).
Александр Александрович Лазарев (род. 1967), актер
Родился в Москве. Окончил Школу-студию МХАТ (1990). С 1990 года — артист московского театра «Ленком». Лауреат Государственной премии РФ (1996, за театральные работы), лауреат театральной премии Фонда Станиславского (1996), лауреат театральной премии «Чайка» (1997, за участие в спектакле «Королевские игры», номинация «Роковой мужчина»), заслуженный артист РФ (1999).
Избранная фильмография
«Тайна Эдвина Друда» (1980), «Щен из созвездия Гончих Псов» (1991), «Провинциальный бенефис» (1993), «Приятель покойника» (1997), «Тело будет предано земле, а старший мичман будет петь» (1998), «Умирать легко» (1999), «Когда дует ветер» (произв.), «Апрель» (произв.), «Тайны дворцовых переворотов. Россия» (произв.), «Бременские музыканты» (произв.).
|